Психологiя

 // home / психологія  ::психологiя::  ::наркологiя::  ::хiрургiя::  ::неврологiя::  ::педiатрiя:: 


Психологія взаємовідносин

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Лопатинская П.Н.

Некоторые аспекты возникновения и сохранения

интертипных отношений

Журнал "Соционика, ментология и психология личности", N 2, 2002.

 

Описаны уровни потребностей, удовлетворяемых субъектом во взаимоотношениях, и их взаимосвязь с возникновением и развитием различных интертипных отношений.
Ключевые слова: соционика, интертипные отношения, уровни потребности.

Глубоко в человеческой психике - первопричиной всех фантазий, убеждений и поведения — имеется комплекс потребностей, к удовлетворению которых человек стремится в жизни. Существует четыре уровня потребностей, исходя из которых человек действует и которые хочет удовлетворить во взаимоотношениях.

Первый уровень, осознаваемый всеми без исключения и наиболее непосредственно - физические потребности, или влечения тела. Когда эти потребности выходят на первый план, то человек руководствуется при выборе партнера такими критериями, как внешние данные или стиль жизни. Взаимоотношения, основанные на удовлетворении этой группы потребностей, наиболее быстро завязываются и довольно скоро распадаются, так как, во-первых, физические потребности изменяются в течение жизни, и, во-вторых, партнер может перестать их удовлетворять (например, физическая привлекательность подвержена воздействию времени или же обеспеченный партнер может утратить свое состояние).

Далее следует второй уровень, для осознания которого требуется уже определенное внутреннее развитие - интеллектуальные потребности, или влечение ума, для удовлетворения которых ищется партнер, который мог бы чему-либо научить. Это отношения "ученик - учитель", которые держатся до тех пор, пока ведомый партнер не достигнет интеллектуального уровня ведущего.

Под этими уровнями располагается третья категория потребностей, осознаваемая, как правило, в значительно меньшей степени, — эмоциональные потребности, или влечение души. Это может быть потребность в защите, укрытии, безопасности, или, напротив — в пространстве для роста, творчества и самовыражения.

Но есть еще более глубокий, чем эмоциональные потребности, (самый основной) — уровень, знакомый каждому индивиду с первых секунд его жизни, преимущественно определяющий его цель: потребность в "безусловной любви".

Человек начинает с того внутренне присущего ему знания безусловной любви и, однако, столь редко испытывает ее в зрелом возрасте. Ему приходится пробиваться обратно к состоянию, бывшему для него совершенно естественным вскоре после рождения! Безусловная любовь — это то состояние, когда любовь дарят и получают без мысли о приобретении или потере. Это наивысшее состояние любви, где она наиболее жизненна и целительна, не подвластна времени и обстоятельствам. Она позволяет высоко подняться над "состоянием войны", которое, как может показаться, неизбежно между двумя полами. Этот состояние приятия любимого человека и чувства приятия им себя. Это состояние, при котором человек испытывает любовь, не заботясь о том, ответят ли ему взаимностью, он ощущает духовную связь, он выражает себя не через поступки, а непосредственно через свою сущность.

Очевидно, потребности — основной фактор, определяющий сценарии влечения. Но часто они могут вводить в заблуждение. Например, человек ощущает потребность в творчестве — писать стихи или рисовать, — но боится попробовать себя в этой области. Часто, чтобы компенсировать свою потребность, он может связать себя с творческой личностью и попытаться жить опосредованно, через творчество этой личности. Проблема заключается в том, что в действительности партнер не удовлетворяет его потребности. Человек по-прежнему не пытается выразить свой творческий потенциал, и поэтому творчество партнера, каким бы привлекательным оно ни было, никогда не сможет полностью удовлетворить его. Обычно все заканчивается тем, что человек отвергает того партнера за несоответствие своим потребностям, хотя партнер здесь вовсе ни при чем! Многие замыкаются в этом кругу, забывая о простом факте: в других людям часто свойственно искать то, что необходимо обеспечивать себе самостоятельно.

Основная проблема с такими влечениями, предназначенными для компенсации потребностей, заключается в том, что влечение отдано на произвол этим потребностям, и если потребности изменятся, то "любовь" или "дружба" подвергается серьезному испытанию.

В идеале взаимоотношения должны быть чем-то большим, нежели простое удовлетворение сиюминутных потребностей. На самом деле все люди нацелены на безусловную любовь, поскольку в этом состоянии способность личности изменяться и принять изменения в личности партнера (не говоря о способности к самовыражению) безмерно возрастает.

Прежде всего, необходимо понять, каким образом три первых уровня потребностей — физический, интеллектуальный и эмоциональный — "работают" во взаимоотношениях. Ниже представлен ряд неосознанных побуждений, посредством которых эти уровни могут увести в сторону от правильного выбора партнера. Эти сильные побуждения сигнализируют о том, что личность не адекватна реальности, что человек неискренне отвечает на собственные потребности, даже если его собственная фантазия настойчиво убеждает его в обратном. Итак, иногда человек ищет его или ее для того, чтобы:

  1. Улучшить или развить некую характеристику, присущую самому человеку, которую он предпочитает любить в других.
  2. Избавиться от чувства некой неадекватности, испытываемого по отношении к себе.
  3. Быть там, где партнер. Существует огромное количество людей с аурой, в лучах которой другим хотелось бы погреться.
  4. Исправить причиненный вред. Если человек всегда хотел нравиться определенным людям, но никогда не добивался этого, и это стало для него символом собственной непривлекательности и нежеланности, он может стремиться к людям, в присутствии которых будет чувствовать себя лучше.
  5. Вписаться в жизненный стиль или круг общения. Человек чувствует, что партнер является ключом к целому миру, в который он никогда бы не смог войти самостоятельно.

Каждой группе потребностей соответствуют определенные интертипные отношения. Так, удовлетворению физических потребностей служат такие отношения, как иррациональная ревизия, рациональный заказ, полудуальные и деловые у иррациональных типов и миражные и родственные у рациональных. В таких союзах один из партнеров сенсорик, а другой интуит. Это обусловливает физическое притяжение, но нет дополнения по функциям "логика-этика", из?за чего возникают коммуникативные затруднения, а также проблемы с внешним окружением. Чаще всего такие отношения строятся по одной из следующих схем:

  1. один из партнеров привлекателен, талантлив, но малообеспечен и непрактичен, а другой, напротив, обеспечен и искренне желает "помочь" другому, наставить его (ее) на "путь истинный" (чаще всего эту схему можно увидеть в отношениях рационального заказа);
  2. отношения "интеллектуал-служанка", когда сенсорик берет на себя полностью бытовое обслуживание интуита; интуит же, со своей стороны, вступает в подобные взаимоотношения потому, что партнер "соответствует" его представлениям о супружеских ролях (как правило, это происходит в отношениях иррациональной ревизии);
  3. двое привлекательных молодых людей безумно влюбляются друг в друга, но через некоторое время обнаруживает, что кроме секса их ничего не связывает. В недалеком прошлом подобные союзы были весьма распространенны: молодые люди вступали в брак фактически, чтобы получить возможность удовлетворять свои сексуальные потребности "легально", и иногда уже через месяц разводились. Все подобные браки держатся до тех пор, пока происходит удовлетворение физических потребностей партнеров. Но стоит одному или обоим партнерам перестать их удовлетворять или перейти на более высокий уровень потребностей, как отношения разрушаются.

Удовлетворению интеллектуальных потребностей служат отношения рациональной ревизии, иррационального заказа, полудуальные и деловые в рациональных парах и миражные и родственные — в иррациональных. Здесь имеет место дополнение по дихотомии "логика-этика", что дает коммуникативную совместимость, но отсутствует дополнение по шкале "сенсорика-интуиция", что приводит к сексуальной дисгармонии. Но секс играет в этих союзах далеко не главную роль. Это отношения учителя и ученика или соратников. Для сохранения подобных отношений необходимым условием является взаимное уважение партнеров и наличие у них общего дела, будь то творчество, ведение общего бизнеса или воспитание детей. Проблемы возникают тогда, когда "ученик перерастает учителя" или общее дело подходит к концу. (Кстати, именно такие браки страдают от "синдрома опустевшего гнезда", то есть после ухода из семьи взрослых детей). Тогда у партнеров два выхода: либо срочно искать новое совместное дело, либо расстаться.

Когда же человек поднимается на следующий уровень потребностей — эмоциональный, приходит очередь тождественных, зеркальных, квазитождественных и погашающих отношений. Это отношения друзей, отношения с "подобными". В этих отношениях на первый план выходит требования "понимания" и "участия". Союзы держатся, пока существует дружба между партнерами. Но эти отношения неустойчивы против серьезных жизненных коллизий и перемен, а также взаимоотношений с окружающим миром. По мнению автора, эти отношения вообще скорее подходят друзьям, нежели супругам. Секс в них, как и в предыдущих, не имеет особого значения и даже иногда отсутствует, так как партнеры считают, что он может разрушить их дружбу и отношения в целом. (По наблюдениям автора, именно на этом уровне "застряла" вся современная психология, за очень редким исключением. Именно поэтому в психологии предлагается искать партнера по сходству, а не по дополнению. Отсюда же и неприятие соционики многими психологами).

В четвертой группе отношений предъявляются самые высокие требования, ибо для их устойчивости партнеры должны быть всем сразу: любовниками, соратниками и друзьями, а это чрезвычайно сложно. Это дуальные, активационные, суперэго и конфликтные отношения. Но как же эти отношения не похожи друг на друга! Конфликт и суперэго хорошо описываются поговоркой "вместе тесно, а врозь скучно", когда путь к счастью партнеров действительно проходит через преисподнюю. Но, как ни странно, эти отношения некоторым кажутся привлекательными и даже единственно возможными (!), так как "такова настоящая любовь", по мнению одной дамы, состоящей в подобных отношениях и предпочитающей любить на расстоянии. Что касается удовлетворения потребности в безусловной любви, то легче всего оно достигается в дуальных отношениях. В них же наиболее высоки шансы на сохранение удовлетворенности, что немаловажно, так как в других взаимоотношениях всегда присутствует опасность того, что партнеры "упадут" на более низкие уровни.

Исходя из изложенного, проблемы во взаимоотношениях, будь то отношения между супругами, друзьями, родителями и детьми и т. д., можно условно разделить на две группы в зависимости от причин их возникновения:

  1. проблемы, связанные с несовпадением уровней потребностей партнеров;
  2. проблемы, связанные с изменением потребностей партнеров.

Именно в этом, по мнению автора, кроются причины распада потенциально счастливых отношений между психологически дополняющими друг друга партнерами. При этом, чем больше разница в уровне потребностей, тем меньше вероятность сохранения отношений. Человек должен "дозреть" психологически и духовно до дуальных отношений, иначе он никогда не оценит их по достоинству, и поймет, чего он лишился только после того, как партнер уйдет, и ничего нельзя уже будет сделать для сохранения отношений.

В глубине души мы все хотим, чтобы нас любили такими, какие мы есть. Но способны ли мы сами на такую любовь?..

Л и т е р а т у р а:

  1. Букалов А.В. Феномен относительно восприятия партнера в зависимости от мотивационной установки. //Соционика, ментология и психология личности. — 1996. - N 6.
  2. Гуленко В.В. Какие отношения построил бы Юнг. //Соционика, ментология и психология личности. — 1995. — N 2.
  3. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Соционика в школе. — Новосибирск. 1998.
  4. Лопатинская П.Н. Возникновение и развитие взаимоотношений между мужчиной и женщиной. /Дипломная работа. //Международная Академия психологических наук. — Санкт-Петербуг. — 2000.

 

Немировский А.А.

О взаимосвязи классической и релятивной соционики

e-mail: nemirovsk@socionics.ibc.com.ua

Журнал "Соционика, ментология и психология личности", N 3, 1997.

Исходя из соответствия соционических типов и отношений, предложен аналог шкал К.Юнга в пространстве отношений и построены интертипные отношения как набор таких шкал. Показано соответствие семантики каждого интертипного отношения и типа информационного метаболизма.

Ключевые слова: релятивная соционика, интертипные отношения, шкалы Юнга, типы ИМ.

Основная идея данной статьи, доложенная автором на XII Международной конференции по соционике, заключается в доказательстве корректности нового, релятивного подхода к предмету соционики. Релятивная концепция В.В.Гуленко, как известно, основана на том, что при изучении соционической картины мира исходным считается не понятие ТИМа, а понятие интертипного отношения (ИО). Каждому ИО ставится в соответствие определенный ТИМ (а именно — находящийся в данном отношении с типом ИЛЭ), т.е. устанавливается изоморфизм множества ИО множеству ТИМов. После этого закономерности, наблюдаемые на одном из этих множеств, оказывается возможным переносить на другое множество. Однако, такое сопоставление, безусловно, удовлетворяющее практическим потребностям создателей концепции, носит тем не менее слишком явный интуитивно-эмпирический характер. Поэтому и была сделана попытка логически обосновать базовый пункт релятивной соционики, что привело к получению ряда интересных, на мой взгляд, результатов.

Общий ход рассуждений таков. Требуется установить некое объективное соотношение, найдя 16 пар ТИМ — ИО. Для того, чтобы на сопоставление не влияли никакие случайные ассоциации, необходимо представить множество ИО как "чистую" структуру, никак не зависящую от структуры ТИМов. Понятие соционического типа вообще можно игнорировать и рассматривать отношения в качестве не просто основного, а даже первичного понятия. Разумеется, с практической точки зрения, это не имеет смысла (отношение не может существовать при отсутствии его субъектов), однако, на уровне абстрактного моделирования — вполне допустимо. Тогда на множестве отношений, по аналогии с классической соционикой, можно ввести четыре шкалы, характеризующие некоторые признаки, а затем, продолжая аналогию, определить восемь аспектов. Оперируя этими аспектами, можно построить элементарные модели 16 отношений. И уже после этого доказать совпадение свойств полученных моделей с известными ранее ИО с одной стороны и со свойствами ТИМов - с другой.

Рассматривая множество интертипных отношений как самостоятельный объект, обращаем внимание на то, что некоторые отношения постоянны, предсказуемы, развиваются (или деградируют) по достаточно ясным законам. Другие же, наоборот, носят непоследовательный характер, часто меняются без видимых причин, сильно зависят от ситуации. По такому критерию на множестве отношений можно ввести шкалу стабильность–лабильность. Это явный аналог рациональности — иррациональности на множестве ТИМов. С другой стороны, можно утверждать, что данная шкала характеризует степень изменяемости отношений во времени.

Далее, выделяем отношения самодостаточные, при которых партнерам вполне хватает общения между собой, и отношения открытые, постоянно требующие притока информации либо энергетики со стороны. Шкала самодостаточность–открытость аналогична делению ТИМов на интровертов и экстравертов. В то же время она отражает распространение отношений в пространстве.

Рассмотрим теперь прагматические отношения, возникающие на деловой основе для совместной деятельности либо для достижения определенной выгоды одним или обоими партнерами. На противоположном полюсе этой шкалы находятся душевные отношения, основанные на неравнодушии партнеров друг к другу, когда общение вызвано взаимной симпатией (либо антипатией). Аналогия с логикой–этикой достаточно очевидна. Одновременно шкала может служить мерой энергии, расходуемой партнерами по ИО.

Наконец, шкала конкретность–отвлеченность (соответствующая сенсорике–интуиции) делит отношения на конкретные, цель и смысл которых понятен партнерам (они знают, как помочь или напакостить один другому), и отвлеченные, когда партнеры зачастую не в состоянии объяснить, зачем они вообще общаются. По этой шкале можно также оценивать распределение ИО между областями духа и материи.

Переходим к выделению аспектов, которых, по аналогии с ТИМной соционикой, должно оказаться восемь. Предлагаемые названия для них (как и для шкал) не являются окончательными, хотя, на мой взгляд, они достаточно точно отражают все необходимое для понимания сути аспектов.

  1. Аспект самодостаточной отвлеченности, или эйфория. Обмен духовными ценностями и их производство в замкнутом пространстве. Если в отношениях присутствует этот аспект, партнеры находят необъяснимое удовольствие в обществе друг друга.
  2. Аспект открытой отвлеченности, или поиск. Распространение либо впитывание нематериальных ценностей, существующих вне данного отношения. Партнеры подсознательно чувствуют, что их отношениям не хватает чего-то, что можно получить из окружающего мира.
  3. Аспект самодостаточной конкретности или комфорт. Установление материальной гармонии в замкнутом пространстве. Каждый из партнеров испытывает необходимость позаботиться о другом и знает, как это сделать.
  4. Аспект открытой конкретности, или принуждение. Материальное воздействие на окружающий мир. Отношения типа "пойди туда-то, сделай то-то", чаще всего несимметричные, но бывает и взаимное "посылание".
  5. Аспект самодостаточной душевности, или субъективность. Энергообмен в замкнутом пространстве. Партнеры строят отношения на основе взаимной симпатии или антипатии, причем советы со стороны не принимаются.
  6. Аспект открытой душевности, или подпитка. Выход избыточной энергии за пределы данного ИО. Партнеры взаимно энергетически обогащают друг друга, при этом влияние их общего поля испытывают все, находящиеся в достаточной близости.
  7. Аспект самодостаточной прагматичности, или объективность. Экономия энергии в замкнутом пространстве. Партнеры хорошо взвесили возможности друг друга, знают, чего друг от друга ждать и не требуют большего.
  8. Аспект открытой прагматичности, или деловитость. Экономия энергии при внешних воздействиях. Партнеры разумно и четко распределяют обязанности, благодаря чему достигают значительных успехов в совместной деятельности.

Выделив 8 аспектов, строим простейшие двухэлементные модели 16 отношений. Каждое отношение будем определять двумя аспектами, один из которых отражает суть отношения, а другой — форму, в которой оно проявляется. Поскольку ИО (как элементы объективной реальности) являются материально-энергетическими сущностями, один аспект в каждой паре должен быть из первой четверки, а другой — из второй. Кроме того, один из аспектов должен описывать собственное состояние ИО (т.е. быть самодостаточным), а другой — "отвечать" за взаимодействие ИО с окружающей средой (т.е. обеспечивать распространение либо изоляцию, но и в том и в другом случае быть открытым). Для описания отношений будем использовать наименования обоих аспектов. Например, если суть отношения составляет аспект поиска, а проявляется оно через аспект объективности, будем называть это отношение "объективным поиском" или "отношением объективного поиска".

Таким образом, получаем следующие отношения:

1. Объективный поиск
2. Субъективный поиск
3. Объективное принуждение
4. Субъективное принуждение
5. Подпитываемый комфорт
6. Деловитый комфорт
7. Подпитываемая эйфория
8. Деловитая эйфория

9. Поиск объективности
10. Поиск субъективности
11. Принудительная объективность
12. Принудительная субъективность
13. Комфортная подпитка
14. Комфортная деловитость
15. Эйфорическая подпитка
16. Эйфорическая деловитость

Естественно, это не могут быть какие-то новые, не существовавшие ранее отношения. Полученные модели описывают те же ИО, что и классическая соционика. Так, например, отношение объективного поиска (лабильное, открытое, прагматичное, отвлеченное) — не что иное, как хорошо известное отношение тождества. Действительно, развитие тождественных отношений непредсказуемо, так как определяется случайным соотношением объемов информации, которой владеют партнеры. Следовательно, тождественное отношение лабильно. Тождики не дополняют друг друга ни по одной функции, значит, их контакт не может быть самодостаточным, им требуется дополнительная информация извне, — поэтому ИО тождества открыто. Далее, тождественные партнеры испытывают интерес друг к другу только как к источнику доступной и удобно обработанной информации. Когда вся информация передана, отношение исчерпывается, т.е. оно прагматично. Наконец, общение тождиков основано, в первую очередь, на подсознательной тяге к своему подобию — до конца понятной и все понимающей личности. Но на конкретные действия по прикрытию слабых мест партнера они не способны. Поэтому тождественные отношения следует отнести к отвлеченным.

Подобным образом можно проанализировать все 16 ИО и установить их взаимно однозначное соответствие с полученными выше абстрактными моделями отношений. Однако подробный анализ, во-первых, займет слишком много места, а во-вторых, достаточно элементарен, чтобы его мог самостоятельно провести любой читатель, хотя бы поверхностно знакомый со свойствами ИО классической соционики. Распределение ИО по релятивным шкалам приведено в приложении.

Теперь остается сформулировать главный вывод данного исследования: модели отношений, построенные без привлечения понятия ТИМа, тем не менее отражают не только сущность отношений, но и сущность ТИМов.

Действительно, словосочетание "объективный поиск", которое, как только что доказано, соответствует тождественному отношению, с такой же степенью достоверности описывает тип IL (ИЛЭ), главная черта которого — именно "всеядный" и беспристрастный поиск новой информации. А, скажем, "поиск объективности" характеризует с одной стороны зеркальные отношения (сущность которых состоит в продуктивной дискуссии — споре, рождающем истину), а с другой — главного борца за объективность в соционе — LI (ЛИИ). "Подпитываемый комфорт" — не нуждающееся, по-видимому, в пояснениях определение дуальных отношений и одновременно — характеристика SE (СЭИ), неустанно создающего удобства себе и другим. "Комфортная подпитка" характеризует отношения активации (приятного энергетического обмена) и отражает основное свойство ES (ЭСЭ) — снабжать окружающих энергией в удобной для них форме.

"Эйфорическая подпитка" — не что иное, как прямой заказ, когда заказчик с явным удовольствием обеспечивает энергией подзаказного, часто даже в ущерб себе. В то же время — это тип ET (ЭИЭ), буквально завораживающий окружающих своими энергетическими излияниями. "Подпитываемая эйфория" — миражные отношения, релаксация, которую партнеры подсознательно стараются продлить (правда, только до первой серьезной ситуации). Это же определение соответствует TE (ИЭИ) — обладателю необъяснимого обаяния, притягивающего к нему окружающих. "Принудительная объективность" достаточно точно описывает как прямую ревизию (ревизор при всем желании не может дать послаблений подревизному), так и строгого законника LF (ЛСИ), всегда требующего неукоснительного соблюдения правил. "Объективное принуждение" — деловые отношения — предписывает партнерам взаимодействовать оптимально, не обращая внимания ни на какие посторонние детали. Оно же является основной характеристикой FL (СЛЭ), которому все равно, кем командовать — лишь бы достичь цели.

"Эйфорическая деловитость" должна, по-видимому, описывать квазитождественные отношения, к сожалению, мало изученные автором на практике. Похоже, квазитождики испытывают странное удовольствие именно от того, что могут общаться практически без энергозатрат. Зато тип PT (ЛИЭ) характеризуется этим словосочетанием идеально. "Деловитая эйфория" похожа на ИО погашения — партнеры поначалу испытывают сильную тягу друг к другу ("это именно тот, кто мне нужен для...!"), подкрепленную, однако, подсознательно только все той же перспективой минимизации энергетических потерь. С другой стороны, глядя на увлеченно-восторженного, но в то же время четко рассчитывающего каждый шаг TP (ИЛИ), нетрудно заметить, что "деловитая эйфория" подходит и к нему. "Принудительная субъективность" характеризует не только конфликтные отношения, когда партнеры, как ни стараются, не могут избавиться от личностных оценок, но и RF (ЭСИ), которому невероятно сложно выработать непредвзятый взгляд на окружающее. "Субъективное принуждение" — возможная характеристика отношений суперэго, основанных на взаимном уважении, которое заставляет партнеров идти на редкие для них уступки ("ни для кого бы не стал делать, только для тебя..."). В то же время, под это описание подпадает и FR (СЭЭ), применяющий силу только против определенных лиц в определенных ситуациях.

"Субъективный поиск" — родственные отношения, при которых партнеры требуют друг от друга не любой (как тождики), а вполне определенной, строго отобранной информации. Но это же и тип IR (ИЭЭ), всегда точно знающий, что ему нужно найти. "Поиск субъективности" — типичное состояние обратной ревизии: подревизный уверен, что ревизор за что-то имеет на него зуб. Субъективность ищет и тип RI (ЭИИ), мечта которого — научить весь мир жить по его, ЭИИ, моральным нормам. "Деловитый комфорт" — очень удобные и приятные, но холодноватые полудуальные отношения, и одновременно — расчетливый сенсорик SP (СЛИ). Наконец, "комфортная деловитость" вполне соответствует ситуации обратного заказа, когда подзаказный, удобно устроившись, возвращает заказчику лишь минимум энергии, необходимый для поддерживания отношений (но тому и этого достаточно, чтобы чувствовать себя нужным). С другой стороны, самый комфортный партнер в работе — PS (ЛСЭ), всегда заботящийся об организации труда коллег и подчиненных.

Сведем полученные результаты в таблицу.

Релятивный термин

Традиционное ИО

Тип

Объективный поиск

Тождество

ИЛЭ

Подпитываемый комфорт

Дуальность

СЭИ

Комфортная подпитка

Активация

ЭСЭ

Поиск объективности

Зеркальное

ЛИИ

Эйфорическая подпитка

Прямой заказ

ЭИЭ

Принудительная объективность

Прямая ревизия

ЛСИ

Объективное принуждение

Деловые

СЛЭ

Подпитываемая эйфория

Мираж

ИЭИ

Эйфорическая деловитость

Квазитождество

ЛИЭ

Принудительная субъективность

Конфликт

ЭСИ

Субъективное принуждение

Суперэго

СЭЭ

Деловитая эйфория

Погашение

ИЛИ

Субъективный поиск

Родственные

ИЭЭ

Деловитый комфорт

Полудуальность

СЛИ

Комфортная деловитость

Обратный заказ

ЛСЭ

Поиск субъективности

Обратная ревизия

ЭИИ

Итак, можно считать доказанным, что каждый соционический тип обладает набором свойств, отождествляющих его с интертипным отношением, в котором он состоит с типом ИЛЭ. Следовательно, концепция релятивной соционики вполне корректна. Однако вышеприведенный новый способ исследования отношений позволяет получать и другие, не менее важные результаты. В частности, весьма интересно было бы рассмотреть релятивные аспекты в свете концепции множественности соционов Г.В.Чикирисовой. Действительно, все вышеприведенные рассуждения несут на себе отпечаток семантики ИЛЭ-социона. По-видимому, в других соционах аспекты должны называться иначе — так, чтобы описание тождественных отношений соответствовало описанию ведущего ТИМа социона. Конечно, построение 8 х 16 = 128 семантических моделей — сложная и трудоемкая задача, требующая объединенных усилий нескольких исследователей.

Второе возможное направление работы — неожиданно обнаруженная иная, чем в классической соционике связь между соционическими понятиями и основными реалиями окружающего мира — материей, энергией, временем и пространством. В принципе, четыре шкалы, соответствующие этим четырем категориям, можно ввести на произвольном множестве объектов или явлений (а не только для ТИМов или ИО). Но тогда соционический метод и соционические модели становятся универсальным средством познания и описания объективной реальности! И этот вывод настолько глобален, что на нем и следует закончить.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Распределение отношений по релятивным шкалам.

Стабильные

Лабильные

Активация

Тождество

Зеркальные

Дуальность

Прямой заказ

Деловые

Прямая ревизия

Мираж

Квазитождество

Погашение

Конфликт

Суперэго

Обратный заказ

Родственные

Обратная ревизия

Полудуальность

Самодостаточные

Открытые

Дуальность

Тождество

Зеркальные

Активация

Мираж

Деловые

Прямая ревизия

Прямой заказ

Погашение

Суперэго

Конфликт

Квазитождество

Полудуальность

Родственные

Обратная ревизия

Обратный заказ

 

 

Прагматичные

Душевные

Тождество

Активация

Зеркальные

Дуальность

Деловые

Прямой заказ

Прямая ревизия

Мираж

Квазитождество

Погашение

Суперэго

Конфликт

Обратный заказ

Родственные

Полудуальность

Обратная ревизия

Конкретные

Отвлеченные

Активация

Тождество

Дуальность

Зеркальные

Деловые

Прямой заказ

Прямая ревизия

Мираж

Погашение

Квазитождество

Конфликт

Суперэго

Обратный заказ

Родственные

Полудуальность

Обратная ревизия

 

 

Л и т е р а т у р а :

  1. А.Аугустинавичюте. Теория интертипных отношений. — ж. "Соционика, ментология и психология личности" NN 1–4, 1997.

© 2003 Phlash & Falcon  

Хостинг от uCoz